Институт экономики и сервиса

«Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ)
ул. Чернышевского, 145,
корпус УГНТУ № 12,
г. Уфа, Республика Башкортостан,
Россия, 450062
Тел.(факс): +7 (347) 258-60-09
E-mail: ies@rusoil.net
Проект TEMPUS / ВАЛЕРУ
Программа Валеру призвана обеспечить методологическую основу для признания результатов неформального / неофициального обучения в Российской Федерации на основе европейского подхода к этой проблеме.
Неформальное обучение – это, на сегодняшний день, один из самых мощных трендов и в обучении персонала, и в непрерывном обучении вообще.
Такое обучение не привязано ни к какому-то определенному месту, ни к конкретному формату. Оно может происходить где угодно и как угодно, главное, чтобы между людьми происходило обычное социальное взаимодействие. В таком взаимодействии они обмениваются знаниями, опытом, установками, учатся друг у друга, передают друг другу разные культурные нормы и формы поведения. Считается, что неформальное обучение – это главный залог развития ребенка, но и взрослые люди всю свою жизнь, так или иначе, занимаются именно неформальным обучением, вращаясь в самых разных группах и строя отношения с самыми разными людьми.
В контексте корпоративного обучения неформальным обучением обычно называют любое обучение персонала, которое выходит за рамки формальных программ, которыми руководят преподаватели. Это может быть и самообучение, и коучинг, и наставничество, и участие в профессиональных сообществах, и общение с экспертами, и использование специальных инструментов, созданных для поддержки производительности, и многое другое.
Чтобы лучше понять суть неформального обучения, попробуем очертить его основные особенности:
1.    Для неформального обучения не существует рецепта, только примеры. Поэтому неформальное обучение невозможно организовать по универсальной, заранее известной схеме.
2.    Неформальное обучение способствует высокой мотивации. В таком обучении участники куда чаще, чем в рамках формальных программ, демонстрируют высокую заинтересованность и вовлеченность. Это объясняется тем, что неформальное обучение – это всегда более или менее спонтанный процесс, а значит, учащиеся изначально хотят решить какие-то актуальные для себя вопросы и проблемы.
3.    Итак, неформальному обучению присуща спонтанность. Оно может происходить где угодно и когда угодно. Человек просто внезапно чувствует желание что-то узнать, чему-то научиться или в чем-то разобраться. Тогда он начинает искать для этого средства. Или, наоборот, зная, что сам может чему-то научить, видит человека, с которым можно поделиться знаниями и опытом.
4.    В неформальном обучении не бывает формального расписания. В нем не может быть программы обучения или обязательных методов. Люди просто обмениваются знаниями и опытом, так, как умеют и так, как им хочется.
5.    В роли учителя может выступать любой человек, которому этого хочется, и который обладает, по сравнению с учеником, большим объемом опыта, знаний и умений. При этом часто между «учителем» и «учеником» существуют теплые эмоциональные отношения – это само по себе способствует тому, чтобы неформальное обучение началось как процесс.
6.    Пространством для неформального обучения может стать что угодно – дом, работа, любое сообщество, и вообще весь мир.
7.    Результаты неформального обучения сложно измерить. Это часто становится причиной, по которой компании не хотят полагаться на неформальное обучение. Однако же, многочисленные исследователи сходятся в том, что 80% всего результативного обучения является именно неформальным, и только 20% приходится на долю формальных программ.
8.    Неформальное обучение – это основа Lifelong Learning, обучения на протяжении всей жизни. Оно входит в жизнь человека в самом раннем детстве и сопутствует ему до самой глубокой старости. Сначала мы учимся у родителей, потом в школе, у друзей, из книг, потом у коллег и начальников, наконец, наступает время, когда мы, постарев, начинаем учиться у собственных детей и внуков, и вообще у молодежи.  Именно такое обучение помогает нам не терять интереса к жизни, сохранять душевную бодрость и острый ум, и никогда не останавливаться в своём развитии.
 
Признание результатов обучения неформальным или неофициальным способом в высшем образовании является бесценным ресурсом в контексте быстро меняющихся потребностей рынка труда и развитии идеи обучения в течении всей жизни. Основная цель заключается в подготовке будущих специалистов признания результатов неформального / неофициального обучения во всех российских регионах, так что в дальнейшем эти специалисты смогут форсировать изменения на местах.
Эти специалисты смогут обучать персонал в своих университетах и, следовательно, идеи о признании результатов неформального / неофициального обучения смогут распространяться по всей России. Наш проект является отличным упражнением в инициации процесса качественных изменений в системе образования. Проект Валеру финансируется в рамках программы Темпус в качестве национальной структурной программы на основе тесного сотрудничества между европейскими и российскими вузами, а так же Сети Высшего Образования (Higher Education Network) ведущего эксперта признания неформального / неофициального обучения, сетей малого и среднего предпринимательства и профессиональных ассоциаций.
 
Более подробно ознакомиться с  полной информацией по проекту можно перейдя по ссылке: http://valeru.net/ru/.
 
Новости: